Главная О дизайнере Статьи Оплата и доставка Контакты Подобрать украшение
Ваша корзина пуста
by Mariya Kozlova

Статьи

Жемчуг от рождения до украшения


pearls from birth to jewelry.jpgВ настоящее время практически весь жемчуг, используемый   в украшениях, - культивируемый, т.е. его производят на жемчужных  фермах при участии человека – в солёной (salt water pearls) или чаще в пресной воде (freshwater pearls). Не все моллюски в полной мере способны производить жемчуг.

Тем не менее, выловленный жемчуг, созданный природой без участия человека, стоит намного дороже - многие из этих жемчужин ценятся на уровне бриллиантов.

Культивирование заключается в введении инородного объекта в тело моллюска - для сглаживания негативного воздействия этого объекта на жизнь моллюска, последний обволакивает его слоем перламутра – чем дольше идёт этот процесс, тем большей по размерам получается жемчужина. В целом максимальные размеры жемчуга определяются размером раковины моллюска. Поскольку высоко ценится идеально круглый жемчуг, то чаще в качестве инородного тела выступает шарик из прессованного перламутра. Качество и цена жемчуга в основном зависит от трёх факторов: срок выращивания жемчуга и, следовательно, толщина нарощенного слоя, среда выращивания жемчужины, т.е. в морской (обычно дороже) или пресной воде она выращивалась и блеск. Жемчужины с красивым блеском иногда описывают как «зрелые», в то время как о жемчуге низкого качества говорят, что он «незрелый».

pearls from birth to jewelry.jpg

Достаточно быстро и в большом количестве выращивают безъядерным способом «бива-жемчуг», который имеет форму «риса». Процесс выращивания жемчужин без ядра был разработан японцами на озере Бива на острове Хонсю с использованием пресноводных моллюсков. Образование таких "безъядерных" жемчужин стимулируется тем, что в мантии одного моллюска делают несколько надрезов и вводят кусочки мантийной ткани другого моллюска, которая впоследствии исчезает ввиду биологических процессов.

Вообще, если жемчужина растет не в мантии моллюска, а непосредственно прирастает ко внутренней поверхности створки раковины, то в месте прикрепления у нее отсутствует перламутровый слой; такой жемчуг носит название «блистер», или «пузырчатый жемчуг», и меньше ценится.

Вот хорошая новость: в ходе культивирования моллюска не всегда используют один раз – достаточно раскрыть створки раковины, вытащить жемчужину, а моллюску дать новую «затравку» или «затравки».

pearls jewelry.jpg

Цвета жемчуга

Цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина, а оттенок жемчужины - от того участка перламутрового слоя, вблизи которого она формировалась. Некоторые слабые оттенки различного цвета связаны с наличием небольших количеств примесных веществ, присутствующих в абсорбированной (используемой) воде, также на окраску влияют температура, характер пищи моллюска и даже его здоровье.

pearls color.jpg

Жемчуг имеет множество оттенков, и в целом жемчужины, выросшие в разных водах, хотя и похожи друг на друга по цвету и внешнему виду, различаются, что позволяет экспертам уверенно определить их происхождение.Обыкновенно цвет жемчуга белый или слегка желтоватый, реже встречаются красноватые, оранжево-розовые, тёмно-серые жемчужины, чёрные и голубые.

Наличие большого спектра цветов продаваемого культивированного жемчуга можно объяснить двумя причинами:

1. подкрашивание

2. температурное воздействие, что является наиболее современным методом, позволяя жемчугу долго сохранять свой цвет и выглядеть естественно. Чаще таким способом получают зелёный и красный жемчуг.

Интересно, что белый жемчуг в тот момент, когда его извлекают из раковины, часто имеет отчётливый зеленоватый оттенок, но становится белым по мере высыхания и потери содержащейся в нём воды.

Срок жизни жемчуга

В среднем жемчужины содержат приблизительно 86% карбоната кальция, 12% органического вещества – конхиолина и 2% воды. Именно наличие органического вещества, которое подвержено разложению, обуславливает ограниченный срок «жизни» жемчуга. Сначала жемчуг теряет своё сияние, которое восстановить невозможно, иногда, правда, в случае очень ценных жемчужин удавалось частично вернуть их былое великолепие путём снятия верхнего слоя, но это скорее исключения, чем практика. В среднем срок службы жемчуга составляет 150 лет. Жемчужины, обнаруженные в древних захоронениях, рассыпались в пыль при прикосновении к ним, а те, которые украшали некогда старинные кольца, исчезли или превратились в коричневый порошок. В Интернет-источниках есть информация, что даже в древних захоронениях находили жемчуг нетронутый временем… может, это и стало возможным благодаря наличию определённых условий как, например, в гробницах…

the time of pearls living.jpg

Уход за жемчугом

- смазывание жемчуга, например, оливковым маслом, которое заполняет трещинки, препятствует ухудшению блеска жемчужин

- не следует в течение длительного времени подвергать жемчуг высокой температуре, сильной влажности или сухости воздуха

- отрицательно на внешнем виде жемчуга скажется и попадание косметики (кремов), духов, бытовой химии

- необходимо оберегать жемчуг от открытого пламени и просто от нагрева, т.к. жемчужины содержат в среднем 2% воды

- мыть жемчуг можно в слегка мыльной воде, затем аккуратно протереть мягкой тряпочкой

Источники:

1. Г.Смит «Драгоценные камни»

2. Информация от моих поставщиков жемчуга

3. Разнообразные Интернет-ресурсы







Кристаллы Swarovski

DSC_0891.jpg

В своих изделиях я часто использую кристаллы сваровски для подчёркивания природной красоты камней, придания блеска и изысканности украшениям. Здесь мне бы хотелось дать краткое описание того, что представляют из себя кристаллы Сваровски.

Более 100 лет назад Даниель Сваровски изобрел машину, с помощью которой стала возможна промышленная, массовая, обработка кристаллических ювелирных камней. А несколько лет спустя изобрел новый состав для выращивания хрусталя небывалой до сих пор прозрачности и блеска, который до сих пор хранится в строжайшем секрете.

DSC_08841.jpgКристаллы Сваровски - это обработанные и ограненные кристаллы из сверхпрозрачного хрусталя, имитирующего бриллианты. Все кристаллы имеют двенадцать граней. Компания Сваровски постоянно расширяет ассортимент предлагаемых позиций: так, можно найти изделия с жемчугом Swarovski, украшения с кристаллами, имитирующими природные камни. Сегодня изделия под маркой Сваровски известны и очень популярны во всём мире. Их отличают не только красота и изящество, но и высочайшее качество. Компания Swarovski гарантирует, что каждый продаваемый ею камень обладает идеальным цветом, чистотой и формой.




Металлы: медь, латунь, бронза,

 серебро, позолота, Gold Filled



DSC_08071.jpg Медь – первый металл, который впервые стал использовать человек в древности.
Хорошо были известны лечебные свойства меди, которые используют до сих пор. Древние считали, что лечебный эффект меди связан с её обезболивающим, антибактериальным и противовоспалительным свойствами.

Царица Клеопатра носила тончайшие медные браслеты, предпочитая их золотым и серебряным, хорошо зная медицину и алхимию. В медных доспехах античные воины меньше уставали, а их раны меньше гноились и быстрее заживали.

DSC_08051.jpgСейчас широко распространены медные браслеты, помогающие справиться с давлением и усталостью. Думаю, многие помнят, как по совету бабушки прикладывали медный пятак на шишку, что способствовало уменьшению боли и воспаления, хотя в 5-ти копеечной монете, выпущенной в советское время, содержание меди было невелико.
Медь – мягкий металл, быстро поддающийся окислению на воздухе. В целях изготовления бижутерии используют медь с защитой от окисления, или наоборот «старят», чернят, окисляют медь, следуя стилю древних украшений.
До сих пор встречаются случаи, когда до блеска натертые медные «ювелирные» изделия могут выдавать за золотые недобросовестные продавцы.    
Медь широко используют в наши дни: в электротехнической промышленности, из солей меди вырабатывают большое количество минеральных красок, разных по цвету: зелёных, синих, коричневых, фиолетовых, чёрных.      

Латунь – сплав меди с цинком, имеющий не менее древнюю историю. Благодаря тому, что латунь обладает высокими декоративными свойствами (ярким цветом металла - желтым), а также значительной степенью пластичности,  в  конце 19 – начале 20 вв. ее стали применять при изготовлении ювелирных изделий как заменитель благородных металлов. Латунь используют для изготовления художественных изделий, винтажных украшений, знаков отличия и фурнитуры. 

Бронза – сплав меди с оловом, алюминием, кремнием, бериллием и другими элементами, за исключением цинка и никеля. Цвет бронзы с увеличением процентного содержания олова изменяется от красного к желтому — белому и серо — стальному. Известно, что бронза обладает музыкальными способностями: из нее издавна отливали колокола. Бронза как материал отличается исключительной долговечностью, стойкостью к механическим повреждениям, поэтому ее с большой любовью используют при изготовлении предметов народного искусства (монументы, памятники).

Серебро -  благородный, драгоценный металл. Проба 925 означает, что на 1000 частей данного материала приходится 925 частей серебра (Ag), а остальные 75 частей – другой металл. Многие люди полагают (в соответствии со сложившимися стереотипами), что серебро чернеет на нездоровом человеке. В действительности же материал «серебро» чернеет (и это естественный процесс), входя в окислительную реакцию с  сернистыми соединениями в воздухе -  в результате образует сульфид серебра (Ag2S) черного цвета. Если в состав серебра входит хотя бы небольшой процент серы – изделие блекнет, а потом и вовсе чернеет. Качественное серебро тоже  темнеет со временем. Особенно если хранить его в сыром месте. Но ему легко вернуть первоначальный блеск, а вот низкокачественное серебро заставить сверкать вновь практически невозможно.

Позолота:
1. бижутерная позолота - нанесённые караты настоящего золота на  металл (например, латунь). 
2. позолоченное серебро - нанесённые караты настоящего золота на  серебро.


Gold Filled: нанесённые караты настоящего золота на  металл, но благодаря технологии нанесения (нагревание, давление), золотое покрытие будет держаться более 100 лет. Сам золотой слой значительно толще слоя золота при обычной позолоте. Материал gold fill  ценится и стоит дороже серебра. 




Природные цвета камней

DSC_08671.jpg

Один и тот же минерал может иметь окраску, варьирующуюся в широких пределах, когда его цвет определяется микроскопическими примесями химических элементов. Например, корунд, берилл.
Но цвет минералов может быть и  собственным, то есть определяемым его основными компонентами, например, гранат, малахит, вивианит.

Около 50% стоимости камня определяет именно его цвет.
Камень может менять окраску в зависимости от типа освещения (александрит)* или быть переливающимся (лунный камень, лабрадор). Но  в целом цвет камня может поддерживать или даже способствовать развитию определённых качеств у человека. 
Бесцветные, прозрачные камни (алмаз, горный хрусталь, топаз) являются символом душевной чистоты, бескорыстия, целомудрия.
Камни зелёного цвета (изумруд, хризолит, нефрит) символизируют целостность личности, рассудительность, терпеливость.
Камни красных оттенков (рубин, гранат, гиацинт, турмалин) символизируют энергию, страсть, движение к цели, стимулируют энергетику человека.
Камни жёлтые и золотистые (берилл, топаз, турмалин, циркон, цитрин) символизируют изящество, артистизм, оптимизм, хорошее чувство прекрасного.
Камни синего цвета (сапфир, турмалин, лазурит) являются символами гармонии и спокойствия, логического мышления, способствуют развитию интуиции и практичности.
Камни фиолетового цвета (альмандин, аметист) являются символами магии, тайны, мистики.
Камни чёрного цвета (оникс, агат, гагат, кровавик, черный турмалин, чёрный гранат) символизируют связь с потусторонним миром, понимание сути бытия.
Покой, стабильность, надёжность символизируют камни коричневатых оттенков (яшма, коричневый топаз).
Камни малинных цветов (турмалин, аметист) символизируют чёткость мыслей, непреодолимую волю.
* В скобках приводятся лишь некоторые примеры камней

Как можно изменить природные цвета камней

Цвет многих камней можно радикально изменить  - в том числе совсем удалить. Выделяют  две основные группы по способам воздействия на минерал:

1. Изменение цвета минералов путём нагревания, обжига, облучения  - без введения никаких посторонних веществ
2. Окрашивание/подкрашивание с использованием красителя

Причём, если цветовые изменения необратимы о них не сообщают нам официально  при покупке украшений с камнями – например, голубой топаз называют природным даже по документам, хотя по международным стандартам качества он подвергается обработке.
Только названия некоторых искусственно окрашенных камней должны согласно торговым номенклатурным предписаниям содержать недвусмысленные прилагательные-определители, например,  искусственно окрашен, покрыт налетом, облагорожен, подвергнут бомбардировке.
 Данное предписание относится к камням, испытавшим изменение цвета путем бомбардировки элементарными частицами или облучения, которое часто имеет временное действие (например, желтый сапфир, кунцит или алмаз), а также камни, испытавшие изменение цвета путем воздействия химическими реактивами (опал, окрашенный в чёрный цвет, искусственно окрашенный жад). 
Из предписаний исключаются драгоценные и поделочные камни, приобретшие путем обжига или травления (воздействие красителями) необратимую и постоянную окраску, например берилл, кварц, сподумен, топаз, турмалин, цоизит, агат.

Примеры изменения природного цвета минералов:

1.Изменение цвета минералов путём нагревания/обжига/прокаливания:

• Жёлтый топаз из Бразилии меняет цвет на розовый (В природе розовый топаз встречается крайне редко)
• Обесцвечивание бурого и дымчатого кварца
• Превращение бурого и дымчатого кварца в жёлтые цитрины
• Из аметиста могут быть получены жёлтые, зелёные, бесцветные и оранжевые камни 
• Изменение зелёного окраса аквамарина на голубой
• Изменение цвета зеленоватых бериллов на голубой
• Изменение синеватого оттенка турмалинов на голубой
• Жёлтые слои агата становятся красными или розовыми 
• Фиолетовый корунд становится бледно-розовым
• Жёлтый корунд превращается в бесцветный

В целом можно сказать, что нагревание ослабевает окраску. Причину изменения цвета следует искать в  определённой устойчивой прессовки атомов окрашивающего агента.


2. Изменение цвета минералов путём радиоактивного облучения  - часто имеет временное действие:

• Придание зеленоватой окраски бесцветным алмазам, которая при дополнительном нагревании переходит в коричневатую
• Выцветшим на свету аметистам радиоактивное облучение возвращает их прежний цвет
• Окрашивание горного хрусталя в бурый цвет

Изменение цвета происходит и под действием ультрафиолетового и рентгеновского облучений, но для изменения окраски драгоценных камней они почти не применяются. Иногда естественная окраска камней (например, некоторых цирконов) бывает обусловлена радиоактивным излучением. А космическому излучению обязан своим цветом дымчатый кварц.


3. Окрашивание/подкрашивание с использованием красителя - происходит изменение химического состава минерала:.

Данный метод активно применяется для окрашивания пористых минералов, как агат, халцедон.
Способность к окрашиванию у различных полос агатов неодинакова: она определяется их пористостью, скрытой трещиноватостью, толщиной волокон и содержанием воды в порах.

• Достичь чётких чёрных полоск у агата можно действуя парами серной кислоты на сахарный сироп, заполнивший пустоты. 
• Для придания агату чёрной окраски применяется также нитрат кобальта.
• Различные красные оттенки агата получают путём пропитывания серого или белого агата в растворе азотнокислого железа и затем подвергают "отжигу" (сильному нагреванию).
• Поскольку в пустотах агата часто находится гидроокись железа, обработка тёплой соляной кислотой даёт лимонно-жёлтую окраску различной интенсивности, а при дальнейшей обработке азотной кислотой получается красный цвет.
• Используя растворы солей никеля и хрома можно получить яблочно-зелёную и травяно-зелёную окраску.
• Различные оттенки синего цвета возникают при пропитывании пустот железистосинеродистым калием и с последующей обработкой раствором сульфата железа.
• Также подкрашивание применяется для усиления природного цвета бирюзы, лазурита и других камней


Изменения цветов драгоценных камней могут происходить и в природе, и естественным образом после их добычи, однако не всегда изменение цвета  оказывается благоприятным. В ряде случаев приходится сталкиваться с явлениями обесцвечивания и  выцветания. В минералогических музеях штуфы (куски пород) минералов, склонных к выцветанию, закрывают темной тканью или ящиками. Явления выцветания наблюдались у аметистов из Швейцарии и у кунцитов с Мадагаскара; некоторые топазы из Забайкалья теряли свою темную винно-желтую окраску и становились голубовато-белыми.
Также розовая окраска камней сравнительно недолговечна: красный тупмалин, побыв на дневном свету около ста лет, заметно желтеет. Некоторые оттенки коричневого цвета, например, цвет топазов из Сибири на ярком свету полностью исчезают.


Источники:
Банк Г. «В мире самоцветов»
Смит Г. «Драгоценные камни»
Интернет-источники

Причины ухудшения вешнего вида украшений

Очень часто мы связывает ухудшения внешнего вида украшений: потускнение, почернение металла, ослабление блеска камней с ухудшением нашего здоровья. На самом же деле важно помнить, что ювелирные изделия достаточно активно реагируют с внешней средой. Прямой солнечный свет в дополнении сопровождающийся сильным нагревом, взаимодействие с бытовой химией и просто с окружающим нас воздухом - все эти факторы негативно влияют на ювелирный сплав и камни в украшении.

Появление чёрного налёта на серебре – нормальный, естественный процесс – чем выше загазованность воздуха, тем быстрее темнеет серебро. В серебряном сплаве в реакцию с химическими элементами в окружающем нас воздухе вступают не только примесные вещества, но и само серебро активно взаимодействует с содержащимися в воздухе сернистыми соединениями и в результате образует сульфид серебра (Ag2S). На нашем рынке (в общем смысле этого слова) можно приобрести украшение, серебряный сплав которого уже содержит серу, тогда чистка украшения только на короткое время будет возвращать серебру блеск и серебристый цвет.

Также не стоит забывать, что серебро активно реагирует и с потом человека - через потовые железы выделяется большое количество органических кислот, в том числе содержащих серу.

Драгоценный металл - золото – в чистом виде стоек к воздействию окружающей среды. Но, чистые драгоценные металлы чрезвычайно редко используются для изготовления ювелирных изделий – думаю, в случае с золотом это связано в том числе с мягкостью материала – сплавы высокой пробы золота легко теряют блеск и полировку.

На поверхности драгметаллов могут появляться трудно выводимые пятна разных цветов, иногда даже такие, которые невозможно удалить навсегда. Например, йод и хлор активно взаимодействуют с золотом и серебром, а с ртутью эти металлы образуют амальгамы, которые способствуют просто разрушению изделия. В связи с тем, что ювелирный сплав имеет зернистую структуру и в некоторых случаях достаточно порист, в межзерновое пространство из окружающей среды могут попадать разнообразные химические соединения, а между зёрнами, из которых состоит ювелирный сплав, в определённых сложившихся условиях может возникать очень слабый электрический ток. В результате проникновения химических веществ и под воздействием тока образуются соединения, которые при попадании на внешнюю поверхность ювелирного изделия и взаимодействии с воздухом тоже начинают окисляться. В итоге на поверхности образуются пятна, которые невозможно удалить навсегда: через некоторое время они будут снова проявляться.

Если ювелирный сплав в украшении содержит медь в достаточно большом количестве, то при носке может появляться след серовато-зеленого цвета на поверхности кожи, что обусловлено окислением меди.

Нужно помнить, что под действием прямых солнечных лучей (ультрафиолета) такие камни, как: топазы, аметисты, жемчуг теряют цвет или по-другому говоря – камни выгорают.

Некоторые камни могут потерять свой блеск и игру - особенно бриллианты, топазы и турмалины – активно притягивая при трении и нагревании пыль и жиры. Также украшения с такими камнями не следует очищать с использованием мыльного раствора, т.к. мыло содержит достаточное количество жиров.







Изделия с "живыми" и

 органическими самоцветами


Камни, образование которых связано с жизнедеятельностью организма, называются органическими. К органическим камням, имеющим ювелирное значение, относят: жемчуг, перламутр, янтарь (смола), коралл, гагат (разновидность каменного угля). К «живым» самоцветам относят: натуральную бирюзу, опал. Характерные свойства этих камней: невысокая твердость, химическая нестойкость, иногда способность гореть.

Украшения  с бирюзой
Настоящую бирюзу (водный фосфат меди и алюминия) достаточно редко можно встретить в ювелирных украшениях. Бирюза – недешёвый материал, но очень сильно подверженный воздействию окружающей среды. Цвет минерала может блёкнуть после длительного ношения. Бирюза очень гидроскопичный, пористый материал и от воздействия влаги она набухает и может поменять цвет, а после воздействия бытовой химии и вовсе пожелтеть.
Украшения с янтарём
Янтарь представляет собой окаменелое смолоподобное вещество, ископаемая смола. Будучи очень плохим проводником тепла, янтарь тёплый на ощупь. При трении в нём образуется отрицательный заряд электричества и он начинает притягивать кусочки материалов – солому, сухие листья. Природный янтарь легко имитируется прессованным янтарём, синтетическими смолами, пластмассами. 
Янтарь рекомендуется промывать под чистой водой, протирать мягкой тканью до блеска. Любой, даже слабой, химии он боится. Янтарь вязок, хорошо полируется, при ударах и давлении на него легко скалывается. Потерю блеска в ходе неправильного ухода можно вернуть только с помощью механической полировки. 
Изделия с кораллом
Для украшений, декорирования одежды и утвари используется в основном лишь один из видов кораллов – благородный коралл, окрашенный в розово-красный или красный цвет. Он состоит главным образом из карбоната кальция (около 85%)  с небольшим количеством карбоната магния, ещё меньшим количеством окиси железа и других минеральных компонентов, а также незначительной примеси (около 1%) органического материала. Цвет природного коралла  зависит главным образом от присутствия органического компонента. Благодаря сравнительной мягкости кораллы легко поддаются  обработке стальными инструментами. Изделия с кораллом рекомендуется промывать в чистой холодной воде и протирать замшей или фланелью. Кораллы чувствительны к высокой температуре, кислотам и горячей воде. При носке могут выцветать, бледнеть.

Изделия с перламутром и жемчугом
Жемчуг и перламутр имеют одинаковый химический состав. Как мне кажется, наиболее точно связь перламутра с жемчугом отражена в американском переводе слова «перламутр» - The Mother Of Pearl – или просто MOP, что буквально означает «мама жемчуга». Обычно из перламутра делают достаточно тонкие ровные пластинки, которые используют при изготовлении бусин, приклеивая две пластинки к промежуточному слою. Уход за жемчугом.
Украшения с опалом 
Когда горячие подземные воды  с растворённым в них кремнеземом достигают поверхности, из них благодаря быстрому охлаждению и испарению выпадает студенистый кремнистый осадок с переменным содержанием воды, который и превращается в минерал, известный под названием «опал».
По химическому составу опал представляет собой кремнезем SiO2, содержащий некоторое количество воды, - благородный опал от 6% до 10%. Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее «молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями. Опал отличается от других камней тем, что он не является кристаллическим веществом, а представляет собой гель.
Опалы требуют осторожного обращения. Многие опалы способны абсорбировать некоторые жидкости, и их внешний вид можно испортить, погрузив в горячую воду, чернила или другую окрашенную жидкость. Из-за особенностей структуры опалы весьма чувствительны к нагреванию, и оно может безвозвратно испортить их вид.  При длительном пребывании на солнце опал обезвоживается, а при резком охлаждении влага, находящаяся в минерале, кристаллизуется. Все это может вызвать образование трещин. Изделия с опалом рекомендуют достаточно часто промывать водой. 


Украшения с гагатом
Гагат – чёрная разновидность бурого угля или лигнита, который благодаря массивной текстуре хорошо полируется. Гагат образовался  в результате разложения скоплений древесины, попавших на морское дно. Лучшие гагаты равномерно окрашены в чёрный цвет; им можно придать прекрасную бархатистую полировку.
С давних времен и по сей день считается, что гагат имеет магическое свойство охранять человека от кошмаров. По старинным поверьям он связан с тайнами ночи, с победой над страхами.
При мытье не следует использовать кислотные, щелочные и аммиачные добавки. Любые абразивы (порошки, пемза и т.д.) также противопоказаны при чистке изделий с гагатом.